Алфавитный рубрикатор экономического словаря
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Монополия - определение термина

Монополия – (от mono один и греч. poleo - продаю) - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия), естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытую, при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Популярные статьи

Мегаполис — функциональное соединение ряда городских агломераций и других городских центров в единый урбанизированный ареал. Численность населения может измеряться несколькими миллионами человек.

...

Метрополизация — пространственный вариант урбанизации, когда этот процесс концентрируется в единственном центре страны, в большинстве случаев — в ее столице.

...

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей машиностроения, обеспечивающих потребности народного хозяйства в машинах, оборудовании, а население — бытовой техникой и другими потребительскими товарами. Машиностроительный комплекс характеризуется определенным единством технологических процессов производства, используемого оборудования и применяемых материалов. Особенностью машиностроительных комплексов является взаимосвязанность между его отраслями на основе кооперации в производстве конечной продукции. Понятие машиностроительного комплекса часто используется для характеристики функциональной структуры промышленности страны.

...

"Морщина" – финансовая инновация, представляющая интерес для инвесторов, привлекающая их внимание; необычное явление на финансовом рынке.

...

Мануфактура — предприятие, основанное на простейшем разделении труда и ручной ремесленной технике. Выделяют две формы мануфактур: рассеянная и централизованная. В первом случае предприниматель скупал и продавал продукцию самостоятельных ремесленников, снабжая их сырьем, орудиями производства. Во втором случае наемные рабочие объединялись в одной мастерской. Мануфактурное производство предшествовало крупной машинной индустрии. Разделение труда внутри мануфактур подготовило условия для введения машин.

...

Медио – (от лат. medius середина) - срок исполнения биржевых сделок, приходящихся на середину месяца, на 15-е число.

...